Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Мои статьи

«Уча других, мы учимся сами»

Наставничество для школ и организаций дополнительного образования в данный момент является одним из приоритетных направлений развития. Национальный проект “Образование” содержит в себе прямые указания на создание различных форм наставничества как неотъемлемой части образовательного и воспитательного процессов.

Действительно, современной школе необходим профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, умеющий самостоятельно принимать решения, готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.   

Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Педагогический  коллектив нашей  школы ежегодно  пополняется новыми кадрами, в том числе и  молодыми  специалистами, которые только ступили на путь профессионального становления. Мастерству и искусству воспитания молодые педагоги будут учиться всю жизнь у своих коллег, учеников (главным же их учителем станет собственный опыт), а помощь молодому учителю окажут и оказывают и педагоги-наставники. Методическое сопровождение молодых педагогов Бронниковой Лидии Владимировны, Невзоровой Евгении Викторовны, Нечаевой Анастасии Сергеевны, Федорченко Ирины Владимировны и Будниковой Лады Денисовны совместно с методической службой школы осуществляют опытные педагоги-наставники Поборцева И.Я., Ольшанская О.А., Широкова С.П., Андреева Л.А. и Столбенников Н.Н.

Для выполнения этой задачи в нашей школе  создана система методического сопровождения молодых специалистов “Школа молодого учителя”, которая включает в себя различные формы работы: педагогический мониторинг для определения уровня профессиональной подготовки молодого специалиста, организацию индивидуальных консультаций, включение молодых педагогов в работу творческих и проблемных групп, участие в  семинарах, сетевых образовательных  мероприятий в рамках деятельности региональной сети Ресурсно-внедренческих центров инноваций Томской области и реализации проекта «На стыке наук».

В этом учебном году молодые педагоги и их наставники принимали участие во многих мероприятиях: кейс-сессия учителей-наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», РВЦИ МОУ «СОШ №4»,региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта», ОГБУ «РЦРО» (Нечаева А.С.), региональный Фестиваль открытых уроков молодых специалистов, ОГБУ «РЦРО», Открытый конкурс мастер-классов молодых/начинающих учителей и наставников «Сотворчество», ОГБУ «РЦРО»  (Ольшанская О.А., Невзорова Е.В. – финалисты), II Всероссийский конкурс «IT-наставник», ТОИПКРО (Ольшанская О.А. – победитель), Открытый конкурс методических материалов наставников и молодых педагогов образовательных организаций «Педагогический дуэт» (Поборцева И.Я., Бронникова Л.В. – призёры), Всероссийский конкурс "ИКТ-компетентность педагога в современном образовании" “Фонд образовательной и Научной деятельности 21 века”

(Бронникова Л.В., Будникова Л.Д., Поборцева И.Я., Столбенников Н.Н. –  лауреаты), Всероссийский профессиональный педагогический Конкурс «Педагогический проект»/ ТГПУ Сетевое издание «Педагогическая планета» (Широкова С.П. – призёр).

На итоговом методическом мероприятии «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРУИЗ ЗА ЗНАНИЯМИ», которое состоялось 26 апреля 2019 года в нашей школе, наставники и руководитель методической службы проанализировали методическую работу в рамках системы наставничества, подвели итоги и наметили перспективы. Молодые педагоги в свою очередь делились опытом. Ими и их наставниками были разработаны и проведены пять мастер-классов.

Можно сделать вывод, что в МОУ «СОШ №4» система наставничества сложилась, успешно реализуется программа сопровождения и поддержки молодых педагогов, ежегодно проводятся мастер-классы, открытые уроки, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как организация кейс-сессии учителей-наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога» в целях развития предметных компетенций, совершенствования методической, методологической культуры педагогов посредством проектирования и решения предметных кейсов (Это сетевое мероприятие прошло на базе нашей школы 31 октября 2018 года). Молодые учителя через участие в работе групп при решении кейсов проявили себя как личности творческие, думающие, а также повысили уровень своей методической, методологической культуры.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». В этом крылатом выражении заключен и смысл работы наставника. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками). И главное – быть открытым для педагогических инноваций! Педагогам 4 школы это удается. Ежегодно они становятся победителями  конкурса на назначение стипендии Губернатора лучшим учителям Томской области. В 2016 году стипендиатом стала Комарова О.В., в 2017 году - Комарова О.В., Ольшанская О.А., Ярова Г.В., в 2018 году - Ольшанская О.А., в 2019 - Ольшанская О.А., Андреева Л.А., Широкова С.П.  А молодые педагоги в сотворчестве со своими наставниками становятся призёрами и победителями региональных, всероссийских  конкурсов и фестивалей среди молодых педагогов и их наставников. 

Непеина А.С.,

организатор методической работы МОУ «СОШ №4»
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (14.06.2019)
Просмотров: 321 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar