Экспертно-аналитическая служба (далее ЭАС)
Состав:
Руководитель экспертно-аналитической группы: Панарина Юлия Анатольевна
Члены экспертно-аналитической группы:
- Порошина Елена Борисовна, учитель технологии
- Жданова Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания
- Шериф Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания
- Ярова Галина Васильевна, учитель начальных классов
Положение об экспертно-аналитической службе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»
Экспертно-аналитическая служба МОУ "СОШ №4" была создана в 2007 году. В ее состав входит четыре педагога высшей и первой квалификационной категории.
Первоначально служба создавалась для рецензирования инновационных программ, написанных педагогами школы. Но постепенно сфера ее деятельности была расширена, и в настоящее время цель работы службы – управление процессами, связанными с профессиональным совершенствованием учителей. Служба выявляет проблемы с помощью мониторинга, анализирует их и выдвигает на заседании инновационного методического совета школы предложения по их решению, принимая таким образом деятельное участие в планировании и проведении методической работы. Также мы осуществляем коллективную и индивидуальную помощь педагогам по направлениям нашей работы.
Работа ЭАС осуществляется по двум направлениям:
- Рецензирование программ, написанных учителями МОУ "СОШ №4".
Для упорядочения процесса разработки программ было написано положение о программах, которое включает в себя требования, критерии оценки и порядок экспертизы программ. Таким образом, оценка программ проводится по утвержденным критериям. Методическое содержание программы оценивают учителя – предметники. Учитывается соответствие техническим требованиям оформления программ. Рецензии пишутся в свободной форме, но службой был разработан план рецензии, которым можно пользоваться при ее составлении.
ЭАС регулярно проводит семинары для руководителей МО и учителей, на котором подробно знакомит их с требованиями к структуре программы, а также с содержанием отдельных элементов программы. Мы проводим индивидуальные консультации для педагогов, пишущих программы, осуществляем методическую помощь в процессе создания программы, а также при подготовке ее для участия в конкурсах. Подготовлен бумажный и электронный варианты материалов по разработке программ.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты предполагается разработка новых программ по выбору. Поэтому перед службой стоит задача пересмотра и доработки в соответствии с новыми требованиями критериев оценки программ.
- Проведение мониторинга основных компетентностей учителей.
Службой разработана программа проведения мониторинга по развитию коммуникативной компетентности учителей МОУ "СОШ №4". Мониторинг проводится два раза: в начале года и в конце, затем рассчитывается приращение на конец учебного года (по показателям каждого учителя и в целом по МО и школе).
Проводится исследование по трем направлениям:
- мониторинг языковой компетенции педагога;
- мониторинг информационной компетенции педагога;
- мониторинг социальной компетенции педагога.
Итоги этого мониторинга за три года свидетельствуют о повышении уровня коммуникативной компетентности учителей.
Четвертое направление мониторинга - самооценка педагогом своих способностей к рефлексии, сотрудничеству в группе и другим критериям. Нами используется диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя. Отслеживается пять параметров: 1) активная педагогическая позиция; 2) профессионально-личностные качества педагога; 3) профессиональные знания; 4) профессиональные умения; 5) творческий опыт решения задач обучения и воспитания. Учителя заполняют диагностическую карту изучения и самооценки педагогической культуры, затем составляется карта-характеристика уровней педагогической культуры учителя.
Для отслеживания организационно-познавательных и эмоционально-поведенческих показателей используется методика «КОС-1», тест оценки способов реагирования в конфликте (по К.Томасу), исследование уровня эмпатийных тенденций.