Аннотация к рабочим программам, реализуемых в рамках Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Школа №4 

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебниках под рубриками  «Проведи опыт» «Исследуй» и т.п..  Проводя исследование, дети, например,  узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом,  овладевают новыми знаниями.

 Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России», «Школа 2100» и УМК Л.В.Занкова.

«Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-след­ственных связей. Ориентация в морфологической и синтак­сической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает раз­витие знаково-символических действий — замещения (напри­мер, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоиз­менения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобща­ющую и планирующую функции.

В курсе «Математика» освоение  указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка» и т.п..

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера. На ступени начального общего образова­ния этот учебный предмет является основой развития у обу­чающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знаком­ства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, пред­ставления информации; сравнения и классификации (напри­мер, предметов, чисел, геометрических фигур) по существен­ному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсаль­ного учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учеб­ного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально приня­тых знаков и символов, существующих в современной куль­туре и необходимых как для обучения, так и для его социа­лизации. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегри­рующую функцию и обеспечивает формирование у обучаю­щихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в об­ществе, создавая основу становления мировоззрения, жизнен­ного самоопределения и формирования российской гражданс­кой идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

•     умения различать государственную символику Российс­кой Федерации и своего региона, описывать достопримеча­тельности столицы и родного края, находить на карте Рос­сийскую Федерацию, Москву — столицу России, свой реги­он и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

•     формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, бу­дущее, ориентации в основных исторических событиях свое­го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в инфор­мационной среде элементы истории семьи, своего региона;

•         формирование основ экологического сознания, грамот­
ности и культуры учащихся, освоение элементарных норм
адекватного природосообразного поведения;

•        развитие морально-этического сознания — норм и пра­
вил взаимоотношений человека с другими людьми, социаль­
ными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физическо­го, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует фор­мированию общепознавательных универсальных учебных действий:

•     овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информа­цией;

•     формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

•     формированию логических действий сравнения, подве­дения под понятия, аналогии, классификации объектов жи­вой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального ис­кусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооцен­ки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культу­ры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентич­ности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы­являть выраженные в музыке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

В области развития общепознавательных действий изуче­ние музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, позна­вательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурно­го мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию ло­гических операций сравнения, установления тождества и раз­личий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и ор­ганизации действий в соответствии с целью, умению контро­лировать соответствие выполняемых действий способу, вне­сению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобрази­тельного искусства, народных, национальных традиций, искус­ства других народов обеспечивают формирование гражданс­кой идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая моти­вы творческого самовыражения, способствуют развитию по­зитивной самооценки и самоуважения учащихся.

 «Технология». Специфика этого предмета и его значи­мость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

•    ключевой ролью предметно-преобразовательной деятель­ности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

•    значением универсальных учебных действий моделиро­вания и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обу­чающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, зада­ющие полную ориентировочную основу выполнения предло­женных заданий и позволяющие выделять необходимую сис­тему ориентиров);

•    специальной организацией процесса планомерно-по­этапной отработки предметно-преобразовательной деятельнос­ти обучающихся в генезисе и развитии психологических но­вообразований младшего школьного возраста — умении осу­ществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

•    широким использованием форм группового сотрудниче­ства и проектных форм работы для реализации учебных це­лей курса;

•    формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

•    формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

•    развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в фор­ме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

•    развитие регулятивных действий, включая целеполага-ние; планирование (умение составлять план действий и при­менять его для решения задач); прогнозирование (предвосхи­щение будущего результата при различных условиях выпол­нения действия), контроль, коррекцию и оценку;

•    формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

•    развитие планирующей и регулирующей функции речи;

•    развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

•    развитие эстетических представлений и критериев на ос­нове изобразительной и художественной конструктивной де­ятельности;

•    формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффек­тивной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

•    ознакомление обучающихся с миром профессий и их со­циальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предвари­тельному профессиональному самоопределению;

•    фомирование ИКТ-компетентности обучающихся, вклю­чая ознакомление с правилами жизни людей в мире инфор­мации: избирательность в потреблении информации, уваже­ние к личной информации другого человека, к процессу по­знания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает фор­мирование личностных универсальных действий:

•    основ общекультурной и российской гражданской иден­тичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

•    освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуж­дается, готовности принять на себя ответственность;

•    развитие мотивации достижения и готовности к преодо­лению трудностей на основе конструктивных стратегий со-владания и умения мобилизовать свои личностные и физи­ческие ресурсы, стрессоустойчивости;

•  освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

•    в области регулятивных действий развитию умений пла­нировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

•    в области коммуникативных действий развитию взаимо­действия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и коопе­рации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договаривать­ся в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характерис­тики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

В курсе английского языка начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и её столице Москве, об музеях и великих памятниках разных стран, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

«Английский язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную куль­туру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

•  общему речевому развитию учащегося на основе форми­
рования обобщённых лингвистических структур грамматики и
синтаксиса;

•    развитию произвольности и осознанности монологичес­кой и диалогической речи;

•    развитию письменной речи;

•    формированию ориентации на партнёра, его высказыва­ния, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со­беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне­ние в понятной для собеседника форме.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.