Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Описание основной образовательной программы начального общего образования МОУ "СОШ №4" (далее ООП НОО)

Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ "СОШ №4" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Рассчитана на четыре года (возраст школьников 6,5 – 10,5(11) лет). 

ООП НОО разработана коллективом педагогов, представителей общественности, родителей  начальной ступени образования, рассмотрена  и принята Советом Учреждения (Протокол № 28 от 26.05. 2011 года).  

  Основная  образовательная  программа начального общего  образования  разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

  • ст.14, 15 Закона РФ «Об  образовании»;
  • Федерального государственного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  № 373 от 06.10.2009года,  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26 ноября 2010 года;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении  СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993);» 
  • Приказы  МО и Н РФ №1312 от 9.03.2004; № 241 от 20.08.2008; № 889 от 30.08.2010; 
  • Приказ  МО и Н РФ №1994 от 3.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных  учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312 »
  • на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010год, с учётом особенностей, типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения;
  • Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Концептуальных положений Программы развития МОУ "СОШ № 4" «Школа формирования коммуникативной компетентности» на 2007 – 2011гг.;
  • Устава образовательного учреждения;
  • Локальных актов МОУ Школа № 4, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса;
  • образовательных потребнос­тей и запросов участников образовательного процесса.

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ "СОШ №4"  к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;
  • Родители обучающихся 1-4 классов;
  • Дети школьного возраста, принятые в 1-4 класс;
  • Представители общественности, являющиеся членами Совета учреждения.

   Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе, Положении о Совете Учреждения, Положения о родительском комитете, и т.д.)

Основными принципами реализации Программы являются:

  • Предоставление равных возможностей всем обучающимся.
  • Открытость образовательного пространства МОУ "СОШ №4".
  • Первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм  организации учебной и внеурочной деятельности, режима работа МОУ "СОШ №4".
  • Свобода выбора для обучающихся (программы обучения, темпа учения, уровня выполняемых заданий и т.д. )
  • Принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся

В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Развитие коммуникативной компетентности, осуществленное в ходе реализации  ООП НОО МОУ "СОШ №4", позволит выйти на новый, современный уровень развития личности обучающихся:

  • формирование гуманистического сознания и опыта нравственного поведения учащихся в контексте нравственных ценностей, менталитета и культуры российского общества, рост и становление личности посредством развития навыков и умений толерантного поведения;
  • готовность к ориентации в сфере современной производственной деятельности посредством познания самого себя, адекватной оценки своих способностей и возможностей, умение выстраивать личную образовательную траекторию;
  • развитие  организаторских способностей посредством участия в органах самоуправления, умение оценивать и совершенствовать социальные стороны развития собственной личности;
  • осознание ценности физического здоровья личности в обществе и воспитание стереотипа здорового образа жизни как одной из составляющих  связей межличностного развития, способствующего воспитанию отношения к личности другого человека и собственной как высшей общественной ценности;
  • развитие творческих способностей и устойчивой мотивации на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности посредством формирования  коммуникативных знаний, умений, качеств и опыта;
  • развитие коммуникативного опыта через овладение информационной компетентностью посредством глубокого изучения информационных технологий.

ООП НОО направлена на формирование коммуникативной компетентности, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП НОО сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования.

Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

•  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

 ООП НОО МОУ "СОШ №4"  учитывает  характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6 мес. до 11 лет), в котором ведущей является  учебная деятельность, где дети  с помощью учителя осваивают правила и способы  учебной действительности, развиваются  их интеллектуальные и познавательные способности:

• центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

  • существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

ООП  НОО  МОУ "СОШ №4"  предусматривает:

•  достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через организацию внеурочной деятельности, включающей в себя  систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

•  возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Результаты освоения ООП НОО МОУ "СОШ №4"  младшими школьниками предполагается рассматривать комплексно: через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.    (Подробнее см. «Планируемые результаты»)

Описание образовательной программы основного общего  образования

Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.
             Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов» разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, принципы формирования, механизмы реализации, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов, содержание и организацию образовательной деятельности МОУ «СОШ №4».

Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убежде­ний, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладе­ние основами наук, государственным языком Российской Фе­дерации, навыками умственного и физического труда, разви­тие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализа­ции МОУ «СОШ №4» основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных за­дач:

- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.

 
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ ООО
ООП ООО учитывает следующие принципы:
принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;
принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП ООО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

 

Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ "СОШ №4" (далее ООП СОО)
Описание образовательной программы
Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.
Основная       образовательная       программа             является нормативно-управленческим документом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов». Она характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательной       деятельности.            ООП СОО школы рассчитана на два учебных года реализации – 10 и 11 классы.
Целями реализации Основной образовательной программы среднего общего образования являются:
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося соответствующего школьного возраста (15-17 лет), индивидуальной образовательной траекторией его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:
●         формирование российской гражданской идентичности обучающихся; 
●         сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
●         обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
●         реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме ООП, которая направлена на изучение обязательных учебных предметов, входящих в Учебный план, в том числе учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне, а также внеурочную деятельность;
●         обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
●         воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
●         обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
●         развитие государственно-общественного управления в школе;
 формирование основ оценки результатов освоения обучающимися ООП, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающихся адекватной картины мира, соответствующей современному уровню знаний и ступени обучения;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В рамках преемственности с ООП ООО продолжает реализацию принципов:
- предоставление равных возможностей всем обучающимся;
-открытость образовательного пространства МБОУ СОШ 4;
-первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм организации учебной и внеурочной деятельности, режима работы МОУ «СОШ № 4» городского округа Стрежевой;
-свобода выбора для обучающихся (программы обучения, темпа учения, уровня выполняемых заданий и т.д.);
-принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование многосторонне развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы, отражают приоритетные направления реализации программы:
Формирование физически здоровой личности:
  • оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
  • использование в организации урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий;
  • привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, клубах, коллективах дополнительного образования по интересам;
  • организация летнего оздоровительного и трудового лагеря; 
  • способствование проведению медицинских осмотров и диспансеризаций, мониторингов контроля здоровья. 
Развитие творческих способностей, обучающихся:
  • оптимальный отбор учебных программ (общеобразовательного и профильного уровня), курсов по выбору (элективных курсов, занятий проектно-исследовательской деятельностью, факультативов), коллективов дополнительного образования для раскрытия творческого потенциала каждого школьника (внеурочная деятельность, секции);
  •  привлечение обучающихся к участию в творческих конкурсах за пределами школы и обучении в школе одаренных детей, школах для одаренных детей при вузах страны;
  •  совершенствование содержания образования в школе.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов. Составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС СОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения ООП СОО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, программ воспитания и социализации, с одной стороны и системы оценки результатов – с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Выполнение задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий: универсальных и специфических для каждого учебного предмета (регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования МОУ "СОШ № 4"

Приказ о реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в МОУ "СОШ №4"
Приказ  о корректировке основной образовательной программы общего образования с учетом рабочей п