Описание основной образовательной программы начального общего образования МОУ "СОШ №4" (далее ООП НОО)
Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ "СОШ №4" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Рассчитана на четыре года (возраст школьников 6,5 – 10,5(11) лет).
ООП НОО разработана коллективом педагогов, представителей общественности, родителей начальной ступени образования, рассмотрена и принята Советом Учреждения (Протокол № 28 от 26.05. 2011 года).
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
- ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009года, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26 ноября 2010 года;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993);»
- Приказы МО и Н РФ №1312 от 9.03.2004; № 241 от 20.08.2008; № 889 от 30.08.2010;
- Приказ МО и Н РФ №1994 от 3.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312 »
- на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010год, с учётом особенностей, типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения;
- Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;
- Концептуальных положений Программы развития МОУ "СОШ № 4" «Школа формирования коммуникативной компетентности» на 2007 – 2011гг.;
- Устава образовательного учреждения;
- Локальных актов МОУ Школа № 4, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса;
- образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ "СОШ №4" к числу которых относятся:
- Педагоги начальной школы;
- Родители обучающихся 1-4 классов;
- Дети школьного возраста, принятые в 1-4 класс;
- Представители общественности, являющиеся членами Совета учреждения.
Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе, Положении о Совете Учреждения, Положения о родительском комитете, и т.д.)
Основными принципами реализации Программы являются:
- Предоставление равных возможностей всем обучающимся.
- Открытость образовательного пространства МОУ "СОШ №4".
- Первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм организации учебной и внеурочной деятельности, режима работа МОУ "СОШ №4".
- Свобода выбора для обучающихся (программы обучения, темпа учения, уровня выполняемых заданий и т.д. )
- Принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся
В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Развитие коммуникативной компетентности, осуществленное в ходе реализации ООП НОО МОУ "СОШ №4", позволит выйти на новый, современный уровень развития личности обучающихся:
- формирование гуманистического сознания и опыта нравственного поведения учащихся в контексте нравственных ценностей, менталитета и культуры российского общества, рост и становление личности посредством развития навыков и умений толерантного поведения;
- готовность к ориентации в сфере современной производственной деятельности посредством познания самого себя, адекватной оценки своих способностей и возможностей, умение выстраивать личную образовательную траекторию;
- развитие организаторских способностей посредством участия в органах самоуправления, умение оценивать и совершенствовать социальные стороны развития собственной личности;
- осознание ценности физического здоровья личности в обществе и воспитание стереотипа здорового образа жизни как одной из составляющих связей межличностного развития, способствующего воспитанию отношения к личности другого человека и собственной как высшей общественной ценности;
- развитие творческих способностей и устойчивой мотивации на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности посредством формирования коммуникативных знаний, умений, качеств и опыта;
- развитие коммуникативного опыта через овладение информационной компетентностью посредством глубокого изучения информационных технологий.
ООП НОО направлена на формирование коммуникативной компетентности, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП НОО сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
ООП НОО МОУ "СОШ №4" учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6 мес. до 11 лет), в котором ведущей является учебная деятельность, где дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебной действительности, развиваются их интеллектуальные и познавательные способности:
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;
- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
ООП НОО МОУ "СОШ №4" предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через организацию внеурочной деятельности, включающей в себя систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Результаты освоения ООП НОО МОУ "СОШ №4" младшими школьниками предполагается рассматривать комплексно: через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия. (Подробнее см. «Планируемые результаты»)
Описание образовательной программы основного общего образования
Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов» разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, принципы формирования, механизмы реализации, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов, содержание и организацию образовательной деятельности МОУ «СОШ №4».
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации МОУ «СОШ №4» основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ ООО
ООП ООО учитывает следующие принципы:
принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;
принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП ООО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Описание образовательной программы
Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.
Основная образовательная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов». Она характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности. ООП СОО школы рассчитана на два учебных года реализации – 10 и 11 классы.
Целями реализации Основной образовательной программы среднего общего образования являются:
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося соответствующего школьного возраста (15-17 лет), индивидуальной образовательной траекторией его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:
● формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
● сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
● обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
● реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме ООП, которая направлена на изучение обязательных учебных предметов, входящих в Учебный план, в том числе учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне, а также внеурочную деятельность;
● обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
● воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
● развитие государственно-общественного управления в школе;
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися ООП, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающихся адекватной картины мира, соответствующей современному уровню знаний и ступени обучения;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В рамках преемственности с ООП ООО продолжает реализацию принципов:
- предоставление равных возможностей всем обучающимся;
-открытость образовательного пространства МБОУ СОШ 4;
-первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм организации учебной и внеурочной деятельности, режима работы МОУ «СОШ № 4» городского округа Стрежевой;
-свобода выбора для обучающихся (программы обучения, темпа учения, уровня выполняемых заданий и т.д.);
-принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование многосторонне развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы, отражают приоритетные направления реализации программы:
Формирование физически здоровой личности:
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
- использование в организации урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий;
- привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, клубах, коллективах дополнительного образования по интересам;
- организация летнего оздоровительного и трудового лагеря;
- способствование проведению медицинских осмотров и диспансеризаций, мониторингов контроля здоровья.
- оптимальный отбор учебных программ (общеобразовательного и профильного уровня), курсов по выбору (элективных курсов, занятий проектно-исследовательской деятельностью, факультативов), коллективов дополнительного образования для раскрытия творческого потенциала каждого школьника (внеурочная деятельность, секции);
- привлечение обучающихся к участию в творческих конкурсах за пределами школы и обучении в школе одаренных детей, школах для одаренных детей при вузах страны;
- совершенствование содержания образования в школе.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Выполнение задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий: универсальных и специфических для каждого учебного предмета (регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования МОУ "СОШ № 4"
Приказ о реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в МОУ "СОШ №4"
Приказ о корректировке основной образовательной программы общего образования с учетом рабочей п