Описание основной образовательной программы начального общего образования МОУ "СОШ №4" (далее ООП НОО)

Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ "СОШ №4" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Рассчитана на четыре года (возраст школьников 6,5 – 10,5(11) лет). 

ООП НОО разработана коллективом педагогов, представителей общественности, родителей  начальной ступени образования, рассмотрена  и принята Советом Учреждения (Протокол № 28 от 26.05. 2011 года).  

  Основная  образовательная  программа начального общего  образования  разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

  • ст.14, 15 Закона РФ «Об  образовании»;
  • Федерального государственного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  № 373 от 06.10.2009года,  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26 ноября 2010 года;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении  СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993);» 
  • Приказы  МО и Н РФ №1312 от 9.03.2004; № 241 от 20.08.2008; № 889 от 30.08.2010; 
  • Приказ  МО и Н РФ №1994 от 3.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных  учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312 »
  • на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010год, с учётом особенностей, типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения;
  • Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Концептуальных положений Программы развития МОУ "СОШ № 4" «Школа формирования коммуникативной компетентности» на 2007 – 2011гг.;
  • Устава образовательного учреждения;
  • Локальных актов МОУ Школа № 4, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса;
  • образовательных потребнос­тей и запросов участников образовательного процесса.

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ "СОШ №4"  к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;
  • Родители обучающихся 1-4 классов;
  • Дети школьного возраста, принятые в 1-4 класс;
  • Представители общественности, являющиеся членами Совета учреждения.

   Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе, Положении о Совете Учреждения, Положения о родительском комитете, и т.д.)

Основными принципами реализации Программы являются:

  • Предоставление равных возможностей всем обучающимся.
  • Открытость образовательного пространства МОУ "СОШ №4".
  • Первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм  организации учебной и внеурочной деятельности, режима работа МОУ "СОШ №4".
  • Свобода выбора для обучающихся (программы обучения, темпа учения, уровня выполняемых заданий и т.д. )
  • Принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся

В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Развитие коммуникативной компетентности, осуществленное в ходе реализации  ООП НОО МОУ "СОШ №4", позволит выйти на новый, современный уровень развития личности обучающихся:

  • формирование гуманистического сознания и опыта нравственного поведения учащихся в контексте нравственных ценностей, менталитета и культуры российского общества, рост и становление личности посредством развития навыков и умений толерантного поведения;
  • готовность к ориентации в сфере современной производственной деятельности посредством познания самого себя, адекватной оценки своих способностей и возможностей, умение выстраивать личную образовательную траекторию;
  • развитие  организаторских способностей посредством участия в органах самоуправления, умение оценивать и совершенствовать социальные стороны развития собственной личности;
  • осознание ценности физического здоровья личности в обществе и воспитание стереотипа здорового образа жизни как одной из составляющих  связей межличностного развития, способствующего воспитанию отношения к личности другого человека и собственной как высшей общественной ценности;
  • развитие творческих способностей и устойчивой мотивации на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности посредством формирования  коммуникативных знаний, умений, качеств и опыта;
  • развитие коммуникативного опыта через овладение информационной компетентностью посредством глубокого изучения информационных технологий.

ООП НОО направлена на формирование коммуникативной компетентности, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП НОО сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования.

Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

•  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

 ООП НОО МОУ "СОШ №4"  учитывает  характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6 мес. до 11 лет), в котором ведущей является  учебная деятельность, где дети  с помощью учителя осваивают правила и способы  учебной действительности, развиваются  их интеллектуальные и познавательные способности:

• центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

  • существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

ООП  НОО  МОУ "СОШ №4"  предусматривает:

•  достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через организацию внеурочной деятельности, включающей в себя  систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

•  возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

    ООП НОО  МОУ "СОШ №4"  выделяет  следующие объекты  инновационного воздействия:

- обучающиеся;

- педагогические кадры;

- родители;

-  процесс обучения;

- среду обучения;

- процесс управления;

-  общественность (через участие в управляющем, попечительском и родительском советах школы).

Результаты освоения ООП НОО МОУ "СОШ №4"  младшими школьниками предполагается рассматривать комплексно: через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.    (Подробнее см. «Планируемые результаты»)

Описание образовательной программы основного общего  образования

Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.

Изменения принципов государственной образовательной политики в России раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации и определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Там же законодательно закреплены разграничения полномочий в области образования, компетентность и ответственность образовательных учреждений.

На основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность». В ст.28 п.2 говорится «Образовательные учреждения свободны в определении содержания образования, выборе программно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им программам». Выбор содержания, программно-методического обеспечения закрепляется в настоящей образовательной программе. Настоящая образовательная программа является основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образова­тельного процесса в данной школе.

Основные категории потребителей, для которых предназначена образовательная программа:

  • Обучающиеся школы. В настоящей образовательной программе ясно и четко изла­гается основное содержание образования в нашей школе и гарантии его качества (соответствие федеральным, региональным требованиям и государственным стандартам).
  • Родители обучающихся. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, предоставляемых школой, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества полу­чаемых услуг
  • Педагогический коллектив, для которого образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интегра­ции и координации деятельности всех педагогов.

Образовательная програм­ма является описанием объекта управления, она служит осно­вой для разработки и совершенствования структуры и технологии управле­ния образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, контроль, анализ.

Образовательная программа выполняет следующие функции:

  • регламентирует приоритетные стратегиче­ские цели образовательного процесса в школе, определяет основные направления и средства, которые позволяют это назначение реализовать;
  • определяет особенности содержания образования и организации образователь­ного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Описание образовательной программы среднего общего  образования
Свидетельство о государственной аккредитации № 734 от 27.02.2015 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1503 от 12.03.2015 г. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 27 февраля 2027 года.

Цель –   создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей градообразующего предприятия ОАО «ТН» ВНК
 Задачи:
1.  Обеспечить достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана.
2.  Формировать у обучающихся культуру жизненного самоопределения, умение анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества результатов учебной деятельности.
3.  Разработать организационно - педагогическую и учебно - технологическую документации, необходимые для реализации расширения профильного обучения . 
4. Разработать и апробировать  технологии обучения в классах инженерно-технического  профиля и выявить условия их эффективности.
5.   Разработать пути совершенствования управления инновационным процессом с целью дальнейшего развития программа профильной школы образовательного учреждения.
6.  Создать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно – психического здоровья детей, обучающихся в школе.
7.  Обеспечить  равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
8. Расширить  возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. 
Ведущая идея  исходит из стратегических целей, стоящих перед коллективом школы:
1. Вооружить выпускников основной школы приемами и методами самопознания, самообучения, подготовить обучающихся к профильному выбору в средней школе и повышению конкурентоспособности.
2. Предоставить возможность обучающимся для получения  интегративных знаний не по отдельным предметам, а по циклам естественно-математического  и гуманитарного направлений.
3. Вооружить обучающихся информационными технологиями с целью создания одной из возможностей получения качественного среднего полного образования.
4. Воспитать у обучающихся качества личности, ориентированной на достижения в соответствие с потребностями и возможностями общества.
5. Расширить связи  в области подготовки по профильным предметам с ведущими вузами  г. Томска 
6.Реализовать программу совместного партнерства   МОУ «СОШ №4» и ОАО «Томскнефть" ВНК в профильном "Роснефть-классе".
В ходе  обучения в  классах инженерно-технического профиля, в сотрудничестве с ОАО «Томскнефть» ВНК предполагается организация постоянной профориентационной работы с привлечением специалистов градообразующего предприятия, формирование у обучающихся ключевых компетентностей, позволяющих адаптироваться в развивающемся обществе, постоянно стремиться к получению новых знаний. Такими компетентностями, на наш взгляд, являются
 
Основные ключевые компетенции:
  • системное мышление (умение целостно анализировать ситуацию, устанавливать все существующие причинно-следственные связи, делать выводы, учитывая влияние всех значимых факторов.) 
  • способность принимать решения (умение принимать решения и брать ответственность на себя за выполнение принятых решений).
  • способность организовать коллективное действие  (умение организовать индивидуальное и коллективное социальное действие на достижение результата);
  • открытость новому (способность к освоению новых способов деятельности,  стремление к добыванию новых знаний и использование их в практической деятельности);
  • эффективная коммуникация (умение активно высказывать свои суждения, четко и уверенно обосновывать свою позицию, подбирать веские аргументы для убеждения собеседника, легко  выстраивать  коммуникации с другими людьми);
  • командная работа (умение видеть себя как часть единой команды, достигающей общего результата, конструктивно разрешать спорные вопросы, исходя из интересов команды).

Основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования МОУ "СОШ № 4"

Начальное общее образование на 2016-2021 учебный год
Основное общее образование  на 2010-2020 учебный год
Основное общее образование  на 2015-2020 г.г.
Среднее общее образование на 2014-2019 учебные годы